Ко второй группе относятся
шрифты особых рисунков — акцидентные, декоративные, рукописные, матричные, технические, исторические и т. п.
Здесь будет уместна параллель между лексикой и шрифтовым искусством: слова и выражения, как и шрифты, имеют определённую сферу употребления, как правило, ограниченную темпоральными, социальными, эстетическими и иными рамками, связанными с возможностями приёма и передачи информации.
Безусловно, типологические черты шрифтов формируются в процессе развития письменности и технологий обмена информацией. Чувственные впечатления переносятся в графическую форму, обладающую определенным характером. Синкретизм шрифта на постере с конкретным жанром кино является результатом наложения семантических полей разных визуальных языков.
В философско-эстетическом аспекте здесь возникает жанровое сближение между плакатом и кино: они перенимают свойства друг друга, образуя единое целое. Разумеется, это возможно лишь при совпадении структурных элементов, которые в этом случае присущи как статической, так и кинетической форме.
Феномен любимого жанра связан с особенностями процесса познания. В режиме реального времени на фоне случайных мыслей протекает «калейдоскопическая смена чувственных впечатлений и мысленных образов»
[6]. Сознание стремится к определенности через эмпирическое восприятие действительности и находит гармонию лишь в тех формах, которые соответствуют сущности человека и коммуницируют с ним на одном языке в текущем промежутке времени.
В этом плане любимый жанр «выступает символом нашего присутствия в нас, нашего соотнесения с глубинами своей сущности», нашего стремления «к подлинному миру нашей личности, каким бы он ни был в нравственном отношении»
[5]. Для эффективной коммуникации необходимо владеть визуальным языком и обладать соответствующими чувственными навыками. В контексте киноплакатного искусства важно уметь различать типологические черты шрифтов, которыми набираются названия фильмов. Это позволит существенно оптимизировать временные затраты на поиск киноленты по предпочтениям зрителя.
При выборе жанра кино для просмотра стоит учесть, что на постерах не всегда применяются стереотипные шрифты. Иногда художники создают свои комбинации без учета традиций киноплакатного искусства. Напр., попадаются комедийные постеры с древнеримской антиквой, что в корне не сочетается с этим жанром и создает странное впечатление о фильме. Кроме того, на постерах могут встречаться и оригинальные шрифтовые формы, которые не отражены в приведённой выше классификации.
В отдельных случаях применяются и комбинированные варианты: напр., если фильм принадлежит к нескольким жанрам, дизайнер может совмещать типологические черты разных шрифтов и получать на выходе плакат, который будет наиболее точно отражать суть сюжета данной кинокартины.
При проектировании нового постера дизайнеру стоит учитывать не только закономерности, но и сложившиеся тенденции использования шрифта на плакатах для конкретного жанра кино. Интересным графическим средством может выступить ирония: посредством искажённых форм можно добиться наиболее искусного и выразительного рисунка, придающего особую привлекательность плакату. Это неоднократно подтверждается постерами фильмов из жанра фэнтези.
Достаточно посмотреть, насколько тщательно и продуманно проделана работа дизайнеров, шрифтовиков, реквизиторов и декораторов над оформлением рекламных постеров, элементов видеоряда (заставок и титров), постановочных реквизитов (книг, газет и листовок) в киновселенной Гарри Поттера, созданной на основе серии книг известной английской писательницы Джоан К. Роулинг. Волшебная атмосфера этих фильмов основана на дуктальных шрифтах различного начертания.
Здесь гармонично сочетаются элементы готики, минускула, средневековой каллиграфии и даже эпохи модерна. Преимущественно используются декорированные антиквы, принадлежащие к разным историческим стилям. При этом стоит отметить явно выраженный самодельный характер шрифтов: в крупнокегельном наборе контрастные литеры особенно часто имеют разные пропорции, высоту и толщину знаков, что только усиливает атмосферу сюжетного ряда фильма.